Разновидности аккумуляторов для авто

29.11.2016

Приобретая автомобиль, нужно быть готовым к тому, что вам придется разобраться в некоторых до селе неведомых вам вопросах. Так, например, в разновидностях автомобильных аккумуляторов, о которых мы сегодня и поговорим.

Аккумуляторы бывают обслуживаемыми, необслуживаемыми и малообслуживаемыми.

К поколению старых аккумуляторов можно отнести обслуживаемые сурьмянистые батареи. В свинцовых пластинах таких аккумуляторов содержится от 5% и более сурьмы, которая делает пластины прочнее.

Интенсивность испарения воды из электролита в таких АКБ настолько велика, что в аккумулятор все время нужно добавлять дистиллированную воду.  В остальном, батареи этого типа долговечны и неприхотливы, до сих пор используются в качестве стационарного источника тока.

На смену сурьмянистым батареям пришли малосурьмянистые. Здесь содержание сурьмы в пластинах составляет менее 5 %. Благодаря уменьшению ее содержания, удалось добиться снижения испарения воды из электролита.  Эти аккумуляторы называют малообслуживаемыми, потому как периодически все же стоит проверять уровень воды и доливать ее. Преимуществом малосурьмянистых батарей является сравнительная устойчивость к перепадам напряжения.

К необслуживаемым аккумуляторам относятся кальциевые АКБ. Благодаря добавлению кальция, процесс выпаривания электролита практически отсутствует, а это значит, что автолюбителю не нужно следить за уровнем электролита в аккумуляторе и его плотностью. Кроме того, кальциевые батареи отличаются повышенными емкостными характеристиками и уровнем КПД, а также имеют низкую степень саморазряда. Перезаряда данный тип батарей тоже не боится. Единственное, чего стоит остерегаться в случае с кальциевыми аккумуляторами – это глубокого разряда (емкость батареи в таком случае необратимо падает и аккумулятор подлежит замене) и перепадов напряжения электросети. Иными словами, проводка вашего автомобиля должна быть «в идеале», чтобы не навредить кальциевому аккумулятору.

На рынке аккумуляторов также можно встретить гибридные АКБ, маркированные Са+. Это нечто среднее между кальциевыми и малосурьмянистыми батареями. Наиболее точно эту мысль проиллюстрирует информация о достоинствах и недостатках гибридных АКБ: устойчивость к перепадам тока и разряду батареи, при сравнительно низком потреблении воды.

Гелевые батареи, отличительной особенностью которых является связанный электролит – гелеобразный. Среди главных плюсов этого вида: продолжительный срок эксплуатации (10 лет), устойчивость к вибрациям, возможность наклонного расположения без риска утечки электролита, а также низкий саморазряд, высокий пусковой ток и устойчивость к глубоким разрядам с последующим восстановлением параметров батареи. Как видим, преимуществ у данного типа аккумуляторов немало. Однако приобретая дорогостоящий AGM аккумулятор, следует помнить о специфике зарядки батарей и привередливости данного типа АКБ к напряжению бортовой сети. Кроме того, проблемы с гелевым аккумулятором могут возникнуть во время эксплуатации при пониженных температурах. Связанный электролит при минусовой температуре теряет свои свойства и хуже проводит ток. Учитывая вышеперечисленные характеристики, данный тип аккумуляторов не нашел повсеместного применения в автоиндустрии, зато отлично зарекомендовал себя в источниках бесперебойного питания.

Одной из последних разработок в отрасли автономных источников питания можно назвать литий-ионные аккумуляторные батареи. Они на сегодняшний день имеют достаточно преимуществ перед классическими свинцово-кислотными батареями (высокая емкость, низкие саморазряд, повышенное напряжение на элементах), но все же еще не вошли в массовый обиход в качестве автомобильных аккумуляторов. Причин этому несколько: недостаточная мощность для выполнения функции стартерной батареи, привередливость к температурному режиму (при низких температурах теряет свойства, падает ток),  чувствительность к глубокому разряду и уменьшение емкости батареи с течением времени (так называемое «старение» аккумулятора), ограниченное количество циклов заряда и разряда. Возможно, в скором времени ученым удастся преодолеть указанные недостатки.

Отдельно стоит выделить щелочные аккумуляторные батареи, которые используются чаще всего в роли тяговых АКБ. На грузовых автомобилях такие батареи встречаются крайне редко, а на легковых не используются вообще.